Болонский процесс в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления

В Болонской декларации 1999 г. указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагалось, будет способствовать единению высшего образования в Европе:

  1. введение сравнимых квалификаций (степеней) в области высшего образования;

  2. введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат – магистратура);

  3. введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов), аналогичных ECTS (European Credit Transfer System);

  4. отражение  результатов освоения образовательной программы  в общепринятом приложении к диплому, образец которого разработан  ЮНЕСКО;

  5. развитие мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;

  6. обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.


С течением времени добавились еще 4 направления и стали  говорить уже  о 10-ти направлениях («линиях») Болонского процесса:

  1. введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);

  2. придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;

  3. реализация социальной направленности («измерения») высшего образования, его доступность;

  4. развитие системы дополнительного образования (так называемое «образование в течение  жизни»).


В настоящее время все чаще говорят об общеевропейском образовательном и  научно - исследовательском пространстве. В новых документах Болонского процесса также уделяется внимание:  разработке структуры («рамки») квалификаций, трудоустройству (способности к трудоустройству) выпускников.  

 

В Коммюнике (руссский/английский) конференции европейских министров, ответственных за образование принятом 28-29 апреля 2009 г.на конференции в Левене определены цели нового этапа Болонского процесса, которые включают:

 

  1. Расширение доступности высшего образования, включая определение каждой страной-участницей Болонского процесса (БП) измеримых целей для интеграции в высшее образование различных социально уязвимых групп.

  2. Реализация национальных стратегий обучения в течение всей жизни на основе принципов и процедур, сформулированных Европейской ассоциацией университетов в Хартии по обучению в течение всей жизни, и внедрения до 2012 г. национальных квалификационных рамок, сопряженных с рамкой квалификаций для европейского пространства высшего образования.

  3. Формирование в рамках вузовских программ навыков, обеспечивающих занятость выпускников.

  4. Совершенствование качества программ обучения на основе компетентного подхода, в тесном взаимодействии с работодателями.

  5. Совершенствование качества обучения на основе интеграции науки и образования.

  6. Интернационализация программ и деятельности институтов высшего образования, расширение международного сотрудничества, определение качества трансграничного   

  7. образования стандартами, сформулированными в Европейских рекомендациях по качеству высшего образования и сопряженными с Рекомендациями по обеспечению качества трансграничного образования ЮНЕСКО/ОЭСР.

  8. Повышение мобильности до 20 % к 2020 г. на основе внедрения совместных программ, осуществления комплекса практических мер, направленных на улучшение качества информации и инфраструктуры, уровня финансирования, гибкости программ повышения привлекательности карьеры преподавателя и  исследователя.

  9. Совершенствование системы мониторинга и сбора данных, отражающих реализацию основных целей БП в новом десятилетии.

  10. Повышение прозрачности механизмов взаимодействия и выявление наилучших практик сотрудничества.

Приоритетность государственного финансирования для обеспечения доступности и устойчивого развития высшего образования.

 

С 2010 года особое внимание уделяется аспектам, связанным с глобализацией образования.

 

Стратегия «Европейское пространство высшего образования в глобальном контексте» выделяет три уровня действий: институциональный, национальный, европейский, – и формулирует рекомендации для двух последних:

Совершенствование системы информирования

  • Болонский секретариат должен использовать систему информационных действий, ориентированных на страны – не члены европейского пространства высшего образования;

  • Каждая страна – участник процесса формирования европейского пространства высшего образования должна предоставлять информацию для иностранных студентов и исследователей в стандартизованном формате  (в идеале, через сайт, связанный с сайтом БП);

  • Страны, которые не предоставляют структурированную информацию  о стипендиях, должны сформировать базы данных для создания в будущем общей системы on-line информирования).

Продвижение системы высшего образования

  • Каждая страна – участник процесса формирования европейского пространства высшего образования должна определить контактную точку для информирования и организации общих мероприятий по повышению привлекательности европейского образования и развитию сотрудничества с третьими странами. Эти контактные точки будут участвовать в формировании общей сети, способствовать обмену информацией и наилучшими практиками.

  • Осуществление мониторинга и анализа действий для продвижения Болонских принципов на примере группы (выборки) институтов высшего образования в странах- членах БП, включая оценку влияния БП на институциональные стратегии  продвижения услуг высшего образования и меры, направленные на их реализацию.

  • Организация Болонским секретариатом с участием ЕК и других участников круглого стола для формирования дорожной карты и определения возможностей повышения привлекательности европейского образовательного пространства для третьих стран качества продвижения европейского пространства высшего образования в глобальном пространстве.

Политический диалог и сотрудничество с третьими странами должен осуществляться на европейском, национальном, региональном, и институциональном уровнях, включая:

  • Формирование двусторонних и многосторонних партнерств.

  • Организацию Болонского форума, с использованием существующих структур и инициатив ЕС и ЮНЕСКО, по конкретным приоритетам реформы высшего образования и целей  европейского пространства высшего образования.

  • Вовлечение в мероприятия БП третьих стран.

Признание

  • Организация диалога о взаимном признании с участниками из других регионов.

  • Оценка влияния квалификационной рамки для общего пространства высшего образования  и Европейской квалификационной рамки на признание.

  • Совершенствование системы обмена и предоставления информации, в том числе на основе использования Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО, а также сопряженных с ней текстов.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Информатизация системы образования.
Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»